Новости компании

Как живешь, элеватор? 22.08.2013

Как живешь, элеватор?

В 2007 году в нашей газете была большая публикация о портовом элеваторе и его замечательном директоре Александре Зайцеве.
В память о нем сегодня мы решили ее повторить.
Светлая и добрая память о тебе, Александр Алексеевич, навеки останется в сердцах многих тружеников калининградского агропрома и коллектива редакции «Калининградский аграрий».

В 2007 году в нашей газете была большая публикация о портовом элеваторе и его замечательном директоре Александре Зайцеве.
В память о нем сегодня мы решили ее повторить.
Светлая и добрая память о тебе, Александр Алексеевич, навеки останется в сердцах многих тружеников калининградского агропрома и коллектива редакции «Калининградский аграрий».
ОАО "Портовый элеватор" - своего рода визитная карточка региона. Его изображение мы видим в альбомах с видами Калининграда, в различных календарях, буклетах. Фундаментальное строение на фоне порта смотрится словно готовый к отплытию в дальние страны огромный океанский лайнер. Два здания элеватора были построены в Кенигсберге еще в 1924 году, третье - в 1943-м.
С 1946 года теперь уже Калининградский портовый элеватор занимается приемкой, подработкой, хранением и отправкой в Россию и за рубеж продовольственного и фуражного зерна. Предприятие имеет емкости, способные одновременно вместить более 50 тысяч тонн зерна. Расположение по отношению к транспортной артерии у него очень выгодное: отдельные железнодорожные подъездные пути, отличная асфальтовая дорога и, самое главное, надежно оборудованные морские причалы. Все это способствует доставке и вывозу продукции любым видом транспорта как по территории области, так и за ее пределы.
Последние годы на элеватор все больше поступает зерна местного производства. Его качество определяется здесь же в специально оборудованной лаборатории. Морские суда всегда с готовностью ждут своих клиентов.
Продукцию сюда селяне везут сначала на хранение, а если потребуется, то и на доработку. Затем хозяйство либо само определяет, куда реализовать зерно, либо пользуется консультацией руководства элеватора.
- Как правило, все наши клиенты стараются реализовать свой урожай еще до конца года, - рассказал генеральный директор ОАО "Портовый элеватор" Александр Зайцев, - ведь им необходимо вовремя рассчитаться с текущими банковскими кредитами и иметь средства на подготовку к полевым работам следующего года.
Лишь небольшая часть хозяйств хранит зерно до весны, ожидая подорожания.
О потребителях
Потребителями калининградской пшеницы в основном являются страны северной Европы. В 2002 году большие объемы местного зерна ушли в Марокко. Три года назад несколько судов с калининградской пшеницей отправились на Украину - там был неурожай. Казалось бы, это невозможно: калининградское зерно - и на Украину. Но пришлось выручать братьев славян.
2004 и 2005 годы были удачными в работе элеватора. Только перевалка местной продовольственной пшеницы в то время составила более 45 тысяч тонн. А вот в прошлом году на портовый элеватор шел один фураж: крестьяне работали в условиях ЧС. Если бы погода дала возможность крестьянам сегодня собрать все, что они посеяли, - а рассчитывали хозяйства на хороший урожай и вложили в землю много средств, труда, - то заработали бы в этом году очень хорошо: цена на зерно нынче высокая, и заявок на него много. Но природные катаклизмы ежегодно корректируют деятельность агрокомплекса. Вот и в этом году потери у селян будут очень большие.
Первую пшеницу урожая 2007-го портовый элеватор принял от предприятия "АвтоторАгро". Поскольку уборка идет в сложных условиях (через день начиная с июля зарядили ливневые дожди), пшеница на элеватор поступает в основном четвертого класса или фуражная, рапс тоже шел среднего качества. Хотя если сравнить с прошлым годом, местное зерно и рапс процентов на двадцать нынче все же лучше очищены и подсушены. Это говорит о том, что научились наши селяне бороться за качество зерна в любых условиях. В этом году калининградский рапс в основном уйдет в Литву, Латвию, Финляндию, Германию - из этих стран на него поступили заявки. По итогам прошлого года элеватор принял 30 тысяч тонн местного рапса, урожай тогда собирали в условиях ЧС. Нынче рапса на элеваторе тоже 30 тысяч тонн, а рассчитывали получить 70 тысяч, погода и в этом году замучила крестьян сюрпризами.
О запретах
Естественно, будет увеличиваться урожай местного зерна - у элеватора прибавится работы, больше зерна уйдет на экспорт. У крестьян появится возможность заработать. Этому только радоваться надо. И это хорошо для всех, потому что у каждого тогда появятся деньги для новых инвестиций, для содержания и развития своего производства. Все должно быть открыто. И никаких запретов, куда, кому и сколько продавать, не должно быть.
О будущем элеватора
Несмотря на то, что в конце 80-х годов прошлого столетия (еще в советское время) на элеваторе была проведена полная реконструкция оборудования, в настоящее время в соответствии с нынешними условиями, чтобы быть конкурентными на рынке, пришлось усовершенствовать многие линии, отремонтировать транспортеры, шнеки. Процесс обновления технологического оборудования здесь идет постоянно, это требует значительных вложений. Много внимания руководству приходится уделять обработке и ремонту фасадов элеватора, кровли, так как даже незначительные их разрушения приводят к нарушению всей сложнейшей конструкции сооружения. Весь фасад ежегодно обрабатывается специальными растворами. Вот поэтому-то зерновые культуры могут храниться здесь долгое время, не теряя своих ценных качеств.
Калининградские сельхозтоваропроизводители издавна пользуются услугами портового элеватора. И в то же время выживать этому предприятию приходится в условиях жесткой экономии. Его загрузка в течение года составляет лишь 20 процентов от норматива. Поэтому все 40 человек, работающие сегодня на элеваторе, - мастера на все руки, каждый работник может заменить другого.
Производственные помещения портового элеватора требуют много ручного труда. В то же время элеватор уникален по своей конструкции, и зерно здесь может храниться в течение всего года без активного вентилирования (проветривается самостоятельно без дополнительных затрат на электроэнергию).
Этот элеватор - вечное сооружение, сделан он из прочнейшего бетона и разрушить его практически невозможно. В нынешнее время такие здания, может, и не нужны. Но ведь это еще и история. Когда иностранные суда заходят в порт, первое, что предстает перед их взором, - это здания элеватора. Все иностранные капитаны в один голос спрашивают: "Что это за гостиница? И как туда попасть?" И не верят, когда им говорят, что это элеватор.
Узкая специализация предприятия такого рода создает сложности для развития, ведь портовый элеватор по сути лишь перевалка зерновых грузов. Думая о будущем, генеральный директор планирует развивать новые направления в работе. Это может быть производство кормов, дополнительная перевалка других грузов. Вот только грабительский железнодорожный тариф через Литву и Белоруссию так и не дает калининградцам в настоящее время серьезно конкурировать со странами Балтии. И это является существенным тормозом в развитии. Парадоксально, но зерно, которое идет из России в Калининград, дешевле разгрузить в латвийских, эстонских портах. В итоге получается, что калининградские порты так и остаются непривлекательными для перевозок из Российской Федерации. И все же Александр Зайцев позиции не сдает. Он считает, что, несмотря на трудности и на то, что в области появилось новое мощное предприятие "Содружество-Соя", портовый элеватор найдет свое место под солнцем и обязательно будет востребован.
Родился в Брянской области в 1960 году. Общеобразовательную школу окончил на Севере, в Коми АССР, затем профтехучилище по специальности "слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики".
Год отработал на предприятии слесарем и поступил в Ленинградское высшее инженерное морское училище на факультет эксплуатации водного транспорта. Окончил его в 1984 году.
По распределению приехал в Калининград, трудовую деятельность начал в Калининградском морском торговом порту сначала технологом, затем стивидором (организатором работ в порту), был секретарем комитета комсомола порта, потом первым секретарем Балтийского райкома комсомола, затем вернулся в порт.
В 1991 году, когда калининградские порты открыли для захода иностранных судов, руководство порта приняло решение создать организацию, которая будет заниматься обслуживанием всех морских иностранных судов. Тогда, совместно с компанией "Транснаутик", Калининградским морским торговым портом и компанией "Совфрахт" была организована компания "Инфлот", которую предложили возглавить Александру Алексеевичу Зайцеву. Так в 1991 году Александр Алексеевич впервые стал генеральным директором ответственной компании, которая встретила первое иностранное судно, зашедшее в калининградский порт с коммерческими целями. Именно с этого началось открытое взаимодействие калининградских портов с иностранными морскими компаниями. Потом компания "Инфлот" разрослась, стала заниматься экспедированием, агентированием грузов, морским фрахтом, железнодорожными перевозками. Обеспечивала она и паромную переправу.
В 1994 году "Инфлот" принял участие в открытом аукционе, на котором государство продавало 24-процентный пакет акций портового элеватора. Среди десяти участников аукциона компания вышла победителем и получила в собственность акции портового элеватора.
С 1995 года Александр Зайцев - в совете директоров портового элеватора, с ноября 2001 года - генеральный директор ОАО "Портовый элеватор".
Александр Алексеевич окончил Калининградский институт международного бизнеса, проходил практику в Швеции. Два года назад по линии гражданских инициатив стажировался в США, где посетил более тридцати предприятий агрокомплекса.
Женат. Имеет дочь и двухлетнюю внучку.
ООО "Автотор-Агро" выражает соболезнования близким, родным, сотрудникам и коллегам в связи с безвременным уходом из жизни генерального директора ОАО "Портовый элеватор" Зайцева Александра Алексеевича

Возврат к списку