Новости компании

19.03.2013

Интервью Е.Р. Зайцевой, генерального директора ОАО "Портовый элеватор" на радио "Бизнес-ФМ"

Директор портового элеватора: в Прибалтике тарифы регулируют так, чтобы в Калининград шло меньше грузов

Генеральный директор ОАО "Портовый элеватор" Елена Зайцева дала интервью Юрию Хребтову в программе "Бизнес-завтрак" на "Business FM – Калининград". Зайцева рассказала слушателям о том, какие проблемы есть у Калининградского порта, почему в прибалтийские порты идет больше грузов и как женщина управляет таким сложным предприятием.

Директор портового элеватора: в Прибалтике тарифы регулируют так, чтобы в Калининград шло меньше грузов

Генеральный директор ОАО "Портовый элеватор" Елена Зайцева дала интервью Юрию Хребтову в программе "Бизнес-завтрак" на "Business FM – Калининград". Зайцева рассказала слушателям о том, какие проблемы есть у Калининградского порта, почему в прибалтийские порты идет больше грузов и как женщина управляет таким сложным предприятием.

- Возглавлять портовый элеватор, на мой взгляд, дело далеко не женское. Я пробовал найти в новейшей истории аналоги, когда женщина возглавляет такую структуру. Честно говоря, не нашел. Скажите, как вы чувствуете себя в таком тяжелом бизнесе?

- Хочется быть белой и пушистой, а кони все скачут, а избы все горят. Это мужской бизнес. Я с вами согласна на все 152 процента. Но рядом есть команда. Есть команда суперпрофессионалов, где каждый занимается своим делом. И естественно, я не хожу с гаечным ключом и ничего не кручу. Хотя, иногда думаю: "Ну, может быть, ради интереса взять, подержаться?". Но есть серьезные профессионалы, которые знают и любят производство. Они очень хорошо все делают для того, чтобы старейшее здание, визитная карточка нашего города, было в хорошем состоянии - как с точки зрения внешнего вида, так и с точки зрения производственного комплекса. А я менеджер, который знает, как управлять, как организовывать бизнес.

- Здание построено еще до войны.

- Там три здания. Два здания смотрятся как единый комплекс. Элеватор номер один и номер два, которые стоят на берегу индустриальной гавани в порту. Красивое желтое здание с серой крышей. Здание очень бросается в глаза, и многие про него знают. Это два элеватора. И с другой стороны около Вольной гавани стоит темно-красное здание, которое было построено в 1943 году. Мы на сленге называем их "желтый" и "красный" элеватор.

- Когда-то в советское время Калининградский порт считался крупнейшим портом на Балтике. Сейчас, насколько я знаю, Клайпедский порт по всем статьям превосходит Калининградский.

- Знаете, на самом деле, это большая боль для меня. Потому что я как руководитель и как совладелец портового элеватора, конечно, озадачена тем, чтобы обеспечить грузопоток. К большому сожалению, это общая наша проблема. Я смотрела и слушала многие ваши программы. Каждый из предпринимателей говорил вам про вопрос анклавность области и про заградительные тарифы, для того, чтобы сюда приходил груз. На разных уровнях я говорила об этом. Мы не очень большое предприятие. Естественно, мы находимся в общей ситуации.

Вопрос привлечения российских грузов на сегодняшний момент достаточно проблематичен из-за тарифа. Сейчас в Литву, Латвию и Эстонию вкладываются не только местные деньги, но и деньги Евросоюза. И конечно, тарифное регулирование эти уважаемые страны обеспечивают так, чтобы все-таки на Калининград груз шел в меньшей степени, загружая их порты. Это очень большая проблема. Но это проблема федерального уровня.

Я бываю на многих зерновых международных и российских форумах. И я всегда говорю: посмотрите, ведь ближе, чем мы, нет никого. Если решится вопрос с транзитом, компенсационными выплатами, чтобы сглаживать неконкурентные тарифы, прекрасно можно работать. И мы будем работать, я уверенна.

- Елена, я читал о вашем элеваторе. Канал, в который заходят к вашему элеватору суда, может принимать корабли водоизмещением всего лишь до пятнадцати тысяч тонн. Вообще-то это лодочка. Для того чтобы туда заходили большие сухогрузы, нужны инвестиции. Какого порядка должны быть эти инвестиции?

- Знаете, тут вопрос целесообразности этих инвестиций. Я думаю, что это стратегический вопрос по развитию порта, который находится в центре города. Если стратегическое решение принимается на уровне региона, туда нужно вкладывать и региональные и федеральные деньги. Нельзя рассуждать на эту тему отдельно от всей портовой инфраструктуры. Сколько необходимо инвестиций, я не знаю, потому что это надо рассчитывать, смотреть. Я не большой специалист в дноуглублении и не знаю, сколько это может стоить. Я просто думаю, что для каждого сегмента бизнеса есть свои поставщики и свои покупатели.

У нас элеватор устроен таким образом, что мы можем складировать с каждого хозяйства отдельно пшеницу, ячмень, рапс. Плюс мы можем дать большую диверсификацию по номенклатуре зерновых, масличных и бобовых грузов для наших товаропроизводителей. Тех специалистов, которые работают на земле и выращивают свое зерно, милости просим. Мы очень рады будем опять предоставить вам свои услуги и индивидуальное хранение – достаточно востребованные на рынке услуги. Поэтому я думаю: у каждого есть своя ниша. Каждый работает в том сегменте, который выгоден, который удобен. Я думаю, что это правильно.

- Мощность вашего элеватора составляет 46 тысяч тонн.

- Это единовременного хранения по пшенице. А учитывая, что элеватор занимается перевалкой, то не хранение основной бизнес: именно привезли на машинах, на вагонах. Сформировали судовую партию. И потом эту судовую партию выгрузили на морской транспорт, и она ушла на экспорт. Это если востребован экспорт.

Вот сейчас уникальная ситуация: внутри региона цены намного выше, чем за границей. А мы занимаемся перевалкой, нам абсолютно все равно. Мы можем работать на экспорт, а сейчас настроили технологию и можем работать на импорт. Если за границей дешевле зерновые грузы, пожалуйста, они могут приходить с морского транспорта к нам, мы будем выгружать их в элеватор, а потом на машинах или железнодорожном транспорте можно вывозить конечному потребителю.

- На данный момент насколько заполнены ваши закрома?

- Это вторая боль. На сегодняшний момент, конечно, загрузка элеватора минимальна. Но, во-первых, в нашем бизнесе существует сезонность. А во-вторых, конъюнктура рынка у нас сейчас такая. То есть на экспорт сейчас у нас практически ничего не идет. Вопрос импорта тоже сейчас активно не используется, потому что есть заградительные пошлины. Сейчас, насколько я знаю, в правительство РФ представлены документы на снятие этой 5-процентной пошлины. И если ее снимут, в принципе, тогда уже будет реальная конкурентная цена, чтобы импортировать.

- Ваш портовый элеватор рентабельно работает?

- У нас очень маленький коллектив. Всего 37 человек работает на элеваторе. На сегодняшний момент рентабельность нашего предприятия одна из лучших на фоне других предприятий. Если хорошо загружено работой предприятие, то и зарплаты люди получают хорошие. Мы посмотрели: у нас получалась 148 процентов средняя премия. Оклады не очень большие, но люди хорошо зарабатывали. Сегодня нет возможности платить такие зарплаты. Но мы готовимся к новому сезону, к новым поставкам. И я думаю, что все у нас будет хорошо.

- Елена, назовите мне три ваших цели-мечты, к которым вы сейчас двигаетесь.

- Если ты живешь, ты должен вокруг себя делать такое пространство, чтобы те люди, которые рядом, получали удовольствие и пользу. Если каждый человек подумает о хорошем после нашего с вами завтрака, нам уже большой плюс. Если он сделает что-то хорошее для себя и для того, кто рядом, я считаю, что завтрак у нас точно удался.

Возврат к списку