История АО "Портовый элеватор" 

( До 1946 года - Кёнигсбергский портовый элеватор)
Башенный и групповой склад Turm- und Gruppenspeicher 
Калининград, улица 3-я Причальная - (4-ая акватория) Königsberg, Hamburger Straße 27-29 - (IV Industriehafen) Кёнигсберг, Гамбургер Штрассе 27-29 - (IV промышленный порт)
Время постройки: 1924

btQYBBbr48M.jpg

Кёнигсбергский портовый элеватор был задуман и построен городскими властями в качестве современного двойного склада, который должен был доминировать над общей панорамой нового порта Кёнигсберга. Тем самым городские власти Кёнигсберга хотели подчеркнуть то, что несмотря на все существующие на тот момент времени неблагоприятные политические условия, имеются реальные возможности для развития активной торговли с восточно-европейскими соседями при помощи использования самых передовых технических устройств. Оба склада могли бы вместить в себя 125 000 тонн зерна, что позволяло считать Кёнигсбергский портовый элеватор самым большим в Европе. Находящийся к юго-востоку башенный склад - Turmspeicher - (названный так по своей надстройке на крыше в виде башни) был задуман как предприятие общественное, а групповые склады - Gruppenspeicher - сдавались частным зерновым фирмам. Таким образом, Кёнигсбергский портовый элеватор был в руках двух главных собственников: городского самоуправления - Магистрата города Кёнигсберг (Magistrat der Stadt Königsberg) и акционерного общества «Кёнигсбергское хранилище» (Königsberger Lagerhaus A.G.). 

Строительство Кёнигсбергского портового элеватора.

 Прибрежные луга не представляли собой идеальное основание для строительства такого грандиозного сооружения, скорее даже наоборот. В этой связи потребовалось забить 5600 свай длиной по 10-15 м, чтобы соорудить прочный фундамент для огромного бетонного зернохранилища. На сваях была размещена мощная железобетонная плита, которая несла на себе груз самого здания и хранящихся в нём товаров. Над этой плитой была создана каркасная система из железобетонных опор и балок с размером сетки в 3,70 м. По горизонтали зданию придают жёсткость железобетонные плиты, идущие через всё здание в виде полов этажей. Опоры, выходящие наружу, со статической точки зрения жёстко связаны с балками, создавая рамную конструкцию. Каркасная система доходит до чердачного этажа, где она приспособлена под плоскость крыши под углом 48°. Каждый из складов поделён деформационными швами на три части, которые могут свободно двигаться относительно друг друга. Наружные стены заложены пустотелыми камнями и оштукатурены по наружной стороне.

В здании Кёнигсбергского портового элеватора имелось три группы складских помещений: средние, боковые и угловые склады, которые были отделены друг от друга пожарными стенами. Помимо этого было возможно также и дальнейшее деление на другие складские группы. 

 В складах были установлены новейшие механизмы для очистки и сушки зерна. Как правило, бетонные стены хорошо поддерживают благоприятную температуру внутри здания. И летом, и зимой они равны примерно 17°C с отклонениями +/- 2° при экстремальных внешних температурах. Однако, существовали две опасности, с которыми персоналу элеватора приходилось постоянно бороться. При слишком большой влажности возникает опасность гниения зерна. Напротив, при слишком большой суши создаётся опасность взрыва зерновой пыли.  

Транспортировка и обработка зерна происходила с помощью механизмов. Зерно ссыпалось из железнодорожных вагонов в бункера-воронки по длинным сторонам складов, а из судов «высасывалось» под повышенным давлением специальной установкой, хобот которой опускался в корабль. Зерно попадало на приёмные ленты, где взвешивалось механическими весами и при необходимости проходило через машину для очистки зерна, в которой оно ещё и подсушивалось. Далее зерно подымалось через главные элеваторы к центральному распределителю, стоявшему на самом верхнем этаже. Там оно распределялось по лентам и далее ссыпалось по самотечным установкам (трубам) через распределители в полу в нужные помещения склада. Таким образом, зерно могло быть механическим способом подано в любую складскую клеть. 

фото 3.2.png

В момент окончания строительства в 1924 году Кёнигсбергский портовый элеватор (Башенный и групповой склад / Turm- und Gruppenspeicher) принадлежал к числу самых современных железобетонных построек и самых больших размеров в мире. Огромное бетонное здание Кёнигсбергского портового элеватора выстояло в военное время без больших повреждений, не считая повреждений крыши и кладки. Оба склада, в отличие от старого хранилища на другой стороне Прегеля, были сравнительно быстро вновь введены в эксплуатацию и находились теперь под единым руководством. Техника была упрощена. Если раньше с помощью системы дросселей можно было хранить рядом различные сорта зерна, то теперь через самотёчные трубы стало возможным хранение одного сорта зерна друг над другом, но не рядом друг с другом. До войны только одна галерея связывала оба склада, которая служила исключительно для передвижения людей. После войны были достроены ещё две галереи.

В настоящий момент все три галереи оснащены конвейерными лентами. Теперь оба здания связывает также тоннель. 


Литература:
 Baldur Köster. Königsberg. Architektur aus deutscher Zeit. Mit 158 Zeichnungen und 235 Fotografien des Verfassers. Im Anhang: Der Kneiphof. Zeichnerische Rekonstruktionen und Gedanken zur Wiedergewinnung eines historischen Stadtbildes. Husum: Husum Druck. 2000. Seiten 166-167. Das Ostpreußenblatt. 28. Mai 1955. Jahrgang 6 / Folge 22. Seite 12. Das Ostpreußenblatt. 6. Juli 1957. Jahrgang 8 / Folge 27. Seite 5. Cornelius Kutschke. Königsberg als Hafenstadt. Königsberg 1930. Кучке, Корнелиус. Новый торговый и промышленный порт Кёнигсберга из: Журнал Союза немецких инженеров, том 68, 1924, со стр. 1257 (с иллюстрациями и чертежами). Кучке, Корнелиус. Кёнигсбергский порт из: Хеймут, Ганс (составитель), Кёнигсберг в Пруссии, 1926, со стр. 32 (с планом и иллюстрациями).